Красота математики

13 февраля 2014
Красота математики

Нейробиологи из Великобритании показали, что ощущение красоты формулы, которое испытывают математики при взгляде на нее, очень схоже с ощущением, которое обычные люди испытывают при прослушивании музыки или при просмотре живописи. Статья ученых появилась в журналеFrontiers in Human Neuroscience.

В работе 15 профессиональным математикам дали 60 формул, красоту которых необходимо было оценить. Каждой формуле математики присваивали один из трех рейтингов "Красиво", "Нейтрально" или "Некрасиво". На основе полученных оценок нейробиологи отсортировали формулы по красоте.

После этого формулы из списка показывали математикам, наблюдая за активностью их головного мозга с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (fMRI). Нейробиологи обнаружили, что просмотр красивых с точки зрения математиков формул вызывает отклик в префронтальной коре головного мозга. Эта область, как считается, отвечает среди прочего за сложные когнитивные функции и эмоции.

Проанализировав отклик, ученые пришли к выводу, что он аналогичен тому, который возникает при ощущении красоты. Из этого авторы работы делают вывод, что это чувство в отношении столь сложных абстрактных объектов как математические формулы, похоже на «ощущение красоты из других источников».

Примечательно, что первое место в списке красивых формул заняло тождество Эйлера. Формула, из которой следует это тождество, была опубликована в работе математика в 1740 году. Она связывает экспоненту от мнимого числа с тригонометрическими функциями и является основной для экспоненциального представления комплексных чисел, а также формулы Муавра для синусов и косинусов кратных углов.

Отметим, что уравнение из теоремы Ферма о сумме степеней двух целых чисел оказалось в конце списка и заняло 58-е место из 60-ти возможных.

Источник:lenta.ru