Обнаружен новый тип древнеримского оружия устрашения

15 июня 2016
Обнаружен новый тип древнеримского оружия устрашения

Археологи, ведущие раскопки поля битвы римского периода в Шотландии, открыли ранее неизвестный тип метательных снарядов: камень для пращи, который в полете издавал устрашающий свист. Об открытии сообщается в журнале Current Archaeology, а коротко о нем рассказывает Gizmodo.

На территории Бернсуарк-Хилл (графство Дамфрисшир) ученые первоначально нашли два типа снарядов — в форме желудя и лимона. Затем археологи во главе с Джоном Рейдом (John Reid) открыли третий тип: продолговатый, с отверстием в середине.

Эти объекты поставили ученых в тупик. Во-первых, создание отверстий в то время было достаточно долгим и трудоемким процессом, а камни все равно после первой же битвы терялись. Во-вторых, такие снаряды имеют меньший вес и наносят противнику меньше урона.

Сначала Рейд решил, что в отверстия заливался яд, однако это было маловероятно — камни не были предназначены для прокалывания кожи. Через какое-то время брат Рейда, рыбак, вспомнил, что в его свинцовых грузилах присутствуют такие же дырки — и поэтому они свистят, падая в воду.

Ученые решили проверить гипотезу о запугивании врагов свистящими снарядами. Для этого они стали запускать камни из пращи. Снаряды с отверстиями в самом деле издавали звук, слегка напоминающий жужжание осы. Во время атаки на противника летели сотни таких камней, и звук получался устрашающим.

По всей видимости, эти орудия римляне использовали при штурме холма Бернсуарк-Хилл во время кампании Антонина Пия по умиротворению Шотландии к северу от Адрианова вала.

Снаряды с отверстиями — не единственный пример использования звука для устрашения противника.

Источник: lenta.ru